Ансамбль Махдуми Аъзам.

Ансамбль Махдуми Аъзам.

Саид Ахмад или Мавлоно Джалолиддин Ходжаги Косони (1461-1542 гг.), прозванный в народе Махдуми Аъзам («Великий господин») был философом, крупным религиозным и государственным деятелем, написавший более 30 произведений в области философии, теологии, этики, мусульманского права.


В Дахбедском кургане, что на острове Мианкаль, южнее Самарканда, находится святое место. Здесь ввечном покое находится большой ученый-юрист, философ и теолог Сайид Ахмад ибн Мавлоно Жалолилддин Касани, который внес большой вклад в развитие и усовершенствование тариката (учение) Накшбандия. Этот великий человек родилсяв 1461 году в городке Касан Ахсикентской области. С детства жаждавший знания ал-Касани первоначально учился у себя на родине, затем продолжил учебу в Самарканде, где его наставником являлся Мавлоно Мухаммад Кази. Потому как происхождение Саид Ахмада Касани идет от потомков пророка,он сам и его династия почитались в народе. После обучения в Самарканде и Ташкенте Касани возвратился к себе народину. Шейбанид Джанибек-султан отправил к Касани гонца и через него с большими почестями пригласил к себе во дворец. Касани, принявший приглашение, с начала направился в Самарканд, а затем в Кермине. Позже Джанибек-султан передал ему в дар земли и воды селения Дахбед, что в Мианкале. Саид Ахмад Касани до конца своей жизни прожил здесь и умер в 1542 году.

За большой вклад в развитие тариката и чрезвычайную смелость Ахмад Касани был удостоен самого высокого звания в исламском мире - Махдуми Аъзам. Этот великий ученый не уставал творчески работать, им было написано более 30 книг по вопросам шариата-тариката, моралии теологии.

 Махдуми Аъзам впервые выдвинул идею: «Не человек создан для религии, а религия для человека», что является самой смелой идеей своей эпохи. Также Махдуми Аъзам предпочитал скромность в служении религиозных обрядов, без лишней помпезности и парадности.

 Махдуми Аъзам был очень скромным в жизни и быту. Однако большинство крупных ученых, поэтов и государственных деятелей своего времени становились мюридами. В числе мюридов были Захриддин Бабур, Мухаммад Ислам из Джуйбарских хаджей, Шейбаниды Убайдуллахан и Абдулазизхан, а также Джанибек-султан.

 Авторитет Махдуми Аъзама был высок не только в Мавераннахре, но и в Индии, и Хорасане. По этой причине тысячи и тысячи мусульман этих стран считали Махдуми Аъзама своим пиром-наставником.

По данным исторических источников, дахбедская земля была очень плодородной, воздух чистый и воды было вдоволь. Еще при первых шейбанидских правителях Дахбед был обнесен стенами и имел несколько ворот.

В период Аштарханидов увеличился статус Дахбедского кургана, и он превратился в центр тумана. Известно, что самаркандский правитель Ялангтушбий Баходир провел огромную работу по благоустройству Дахбеда.Ялангтушбий был сыном Байхаджабия, выходца из узбекского рода алчин. Он являлся мюридом ходжи Хашим Дахбеди, внука Махдуми Аъзама. Ялангтушбий построил дахму над могилой деда своего пира, а также большую мечеть. Эта мечеть, являясь крупным сооружением, включает в себя ханака из шестиколонн и двенадцати куполов, комнаты для омовений и несколько дополнительных построек. Ялунгтушбий также построил здесь грандиозную мечеть. Значительная частьдоходов казны он тратил на развитие науки и образования. В 1656 году Ялангтушбий умер в Самарканде, но по завещаниюего похоронили в Дахбеде, у ног своего пира-наставника ХоджаХашима. Здесь также находится могила Ойбибихану, дочери Ялангтушбия. В настоящее время в Дахбедском мавзолееимеется 47 могил, личности большинства которых неопределены.В наши дни проводятся работы по благоустройствудахмы, мечети, ханака, входящих в мемориальный комплексМахдуми Аъзама. Скрупулезно изучается богатое культурноенаследие Махдуми Аъзама. Произведения его издаютсябольшим тиражом

Ансамбль Махдуми Аъзам.

Powered by: KHM & Телерадиокомпания СТВ, STV, Самарканд, Самаркандское телевидение

Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование
информации с сайта "Gosamarkand.uz" возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Свидетельство № 1131.