Национальная одежда

Национальная одежда

Национальная одежда в Узбекистане, варьируется в разных регионах страны и имеет, свой оригинальный и не неповторимый вид. Различие в одежде разных социальных слоев также проявлялись, в количестве одежды и качестве ткани.


Различия в одежде разных социальных слоев проявлялись в количестве одежды и качестве тканей. Состоятельные лица использовали полушелковые, шелковые кустарные и привозные фабричные ткани, бедные семьи шили одежду из кустарных х/б тканей.
Одежда каждого района имела своеобразие в используемой ткани, колорите, размерах рукава, способах ношения головных уборов.

                                                                           Женская одежда
Традиционную женскую одежду Самарканда составляли платья куйляк (курта) и шаровары (лозим). Платье было длинное, доходившее до щиколоток, с прямым, иногда немного расширяющимся станом. У девичьих платьев разрез ворота делали горизонтальным. Замужние женщины носили платья с вертикальным разрезом, который делали на середине груди длиной примерно 25 см. В Самарканде края ворота женских платьев с вертикальным вырезом обшивали тесьмой из золотого шитья или вышивкой (пешкурта). Рукава делали прямыми и длинными, закрывающими кисть руки, но в Самарканде носили рукава не очень длинные, оставляя кисть открытой или приоткрытой на середине. В Самарканде шла тенденция к сужению рукава. В конце XIX века появились платья со стоячим воротником, затем платья с отрезной кокеткой. Дома носили по одному платью, в холодное время года – по два.
Для праздничного или выходного костюма женщины из знатных слоев населения надевали по три платья одновременно, причем рукава их были одинаковой ширины, но разной длины, чтобы концы рукавов, украшенные вышивкой, виднелись один из-под другого. Если же хотели показать богатство своего гардероба, то брали с собой еще несколько платьев, и, придя в гости, время от времени меняли туалет. Количество их в Бухаре и Самарканде доходило среди зажиточных до семи. Это делали только молодые женщины в первое время после свадьбы.

Паранджа – большой и широкий халат с откинутыми на спину и скрепленными друг с другом длинными и узкими рукавами сочвок, скрывавший фигуру женщины с головы до пят.
Лицо женщины скрывал чачван. Одна из составных частей одежды узбечек – головные уборы – румол – квадратный или прямоугольный платок. Фарангрумол – шелковые с вытканными цветами (русских фабрик). Дуппи – тюбетейка. В старину основной формой головного убора женщины являлась салла – чалма. В Самарканде женщины перестали носить чалму еще в середине XIX в. Лачак – головной убор.
Халат мурсак – под рукавами ткань собирали в мелкие складочки, по бокам разрезы, на подкладке, простеганный.
В старину чалма была убором женщины-матери: ее надевали после рождения первого ребенка.
В старину девичьи и женские прически строго различались. Девушки и молодухи носили мелкие косы – 40 штук, женщины – две косы. Старинному женскому костюму соответствовали и украшения.

После присоединения Средней Азии к России появилась выкройная одежда, главные из которой – камзол и безрукавка. Ее занесли сюда татары.
В Самарканде халаты нового покроя назывались румча (византийские). Воротник пристрачивался и часто делался из другой ткани, контрастной по цвету.
Женские головные уборы представлены в основном платками. Убор обычно состоял из двух платков: один сложен углом, накидывался на голову, второй повязывался поверх него в виде налобной повязки. Ее делали из платка меньшего размера, сложенного наискось в несколько раз в виде неширокой полосы и завязываемого на затылке узлом. Богатые молодые женщины носили налобную повязку пешонабанд, украшенную золотым шитьем.
Убор девушек состоял из одного небольшого платка, сложенного вдвое наискось. Он немного опускался на лоб и завязывался узлом на затылке.
Женский костюм дополняли многочисленные украшения.

Детская одежда национальная сходна с одеждой взрослых. Шапочки и тюбетейки до сих пор украшают иногда талисманами в виде красивого пучка перьев филина, укрепленного на макушке.

                                                                         Мужская одежда
В комплекс мужского костюма входила нательная одежда – рубаха и штаны. Верхней одеждой служили халаты. Халат для мужчин считался почти так же обязательным, как и нательная одежда. Его носили и дома: ходить в одной нательной одежде было не принято. Только изредка, главным образом, в пригородных селениях во время тяжелой работы мужчины оставались в нательной одежде. Если же было очень жарко, а работа требовала больших усилий, снимали и рубаху. При выходе из дома, даже неподалеку, надевали халат, хотя бы один, а отправляясь в гости, по делу, особенно в город, обязательно и второй халат, т.е. полный костюм (в Самарканде). Особенностью самаркандского костюма было то, что легкий халат носили как верхний. Теплая одежда – стеганный халат, а позже камзол под него.

Опоясывание одежды было характерной чертой мужского костюма, но в обычное время в Самарканде подпоясывался не верхний халат – его носили свободно висящими полами, - а та одежда, которая надевалась под него. Характерными чертами самаркандского мужского халата в отличие от бухарского, длинного, очень широкого, с длинными широкими рукавами являются просторный, но не широкий покрой, длинные узкие рукава и умеренная длина: по большей части халаты доходили до середины икры, и только у мулл и богачей – до лодыжек.

Застежки халат не имел, но у концов пришивного воротника находились две тесемочки. Их связывали только во время совершения намаза, чтобы придержать полы халата.

У мужчин специальной траурной одежды не существовало. В Самарканде родственники умершего в день похорон и поминок опоясывали верхний халат поясным платком в знак траура. Голова обязательно должна быть покрыта тюбетейкой.

Самым подходящим материалом для праздничных халатов считались кустарные дорогие ткани – в Самарканде полушелковый бекасам.
Халаты были нескольких видов: легкие, на подкладке – яхтак, теплые стеганные – чапан и халаты из сукна – чакман.
Головным убором мужчинам служила чалма (салла), навернутая на тюбетейку или шапку. Она представляла собой несшитый кусок ткани – узкое полотнище материи, наматываемое в виде тюрбана.

В дореволюционном Самарканде чалма была обязательна, причем они различались лишь сортом ткани, способы наматывания были одинаковы. Как общий признак городского способа наматывания в отличие от кишлачного можно отметить большую плотность при укладывании складок чалмы, поэтому она получалась меньших размеров.

Адрас - полушелковая ткань
Белбог - мужской поясной платок
Бекасам - полушелковая полосатая ткань
Бодом - миндалевидный растительный узор
Гулдузи - золотое шитье не сплошного пошива
Жияк - тесьма с вышивкой
Заминдузи - золотое сплошное шитье
Ироки - вышивка крестом
Ислими - растительные узоры

Халат мурсак – под рукавами ткань собирали в мелкие складочки, по бокам разрезы, на подкладке, простеганный.

Национальная одежда

Powered by: KHM & Телерадиокомпания СТВ, STV, Самарканд, Самаркандское телевидение

Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование
информации с сайта "Gosamarkand.uz" возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Свидетельство № 1131.